Сайт поддержки RSS GRABBER
Указывать домен
RSS GRABBER
RSS GRABBER 3.6.9 с синонимайзером для DLE

Ссылка на файл будет предоставлена после оплаты:
Купить с помощью Webmoney
Обменник smartwm.ru

Форум
Облако тегов
Автор: Andersoni
14 января 2019 10:07
Установщик Rss Grabbera
Автор: Andersoni
24 декабря 2018 07:30
Вирус
Автор: Andersoni
10 декабря 2018 15:06
Глюк с доп полями
Автор: Andersoni
30 ноября 2018 12:37
Координаты
ICQ: 368018046


Проверить аттестат
www.megastock.ru
уведомлени о рисках
Облако тегов

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги

Победа над смертью, способность жить постоянно — мысль, которая владеет разумами населения земли в протяжении всей его истории. Смерть отнимает у жителя нашей планеты все, сводит на нет любые его заслуги, смыслы превращает в бессмыслицу. Каждый человек приближается к ней со скоростью 60 секунд в минуту. И навряд ли найдется тот, кто произнес бы, что эта будущая встреча со смертью его радует. Человеку свойственна тоска о бессмертии. Но вероятно ли победить этого ужасного и неумолимого недруга?Что люди понимают под словом «бессмертие» сейчас?Каково христианское видение погибели?О этом и многом ином — материалы из темы нашего августовского номера.

Как христиане относятся к погибели?Почему опасаются ее  и, сразу, ждут ее — чая воскресения мертвых, как поется в Знаке веры?Почему скорбят о умерших и в то же время — празднуют дни кончины святых?Почему просят о безболезненной кончине и, в то же время, боятся уйти из жизни неожиданно?В этих, казалось бы, парадоксальных сочетаниях мы пробуем разобраться совместно с главой Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, викарием Святейшего Патриарха Столичного и всея Руси епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном ( Шатовым).

Смириться с исчезновением?

Смерть, которой ждут
— Владыка Пантелеимон, каким был Ваш 1-ый опыт соприкосновения со смертью?

— Когда мне было шесть лет, погибла моя бабушка. Я уезжал на дачу летом и когда возвратился, то не сразу увидел, что нет моей бабушки, которая жила с нами. Была теснее осень, потому что я помню, что папа топил печку. И вот около этой печки я у него спрашиваю: «Пап, а где бабушка?» Он говорит: «Она умерла». — «Как это погибла?» — «Ну, она уснула». — «Разов заснула, то когда она проснется?» — «Она никогда не проснется.» Мне стало чуть-чуть страшно, и я спросил: «И что?» Ее, говорит папа, зарыли. Мне стало совершенно не по себе: «Как это?…» Отец стал объяснять: «Ну как, сынок, все таки умирают». Тут мне сделалось еще ужаснее!Я тогда теснее с замиранием сердца спрашиваю: «А я?..» — «И ты тоже умрешь, лишь это будет не быстро, не опасайся.»

И с тех пор я стал над сиим думать. Меня очень обожали предки, поэтому я рос самовлюбленным, эгоцентричным человеком, и отчасти по данной причине меня тревожила собственная смерть, вопрос моего собственного безусловного исчезновения. С данной мыслью я не мог смириться, ужас погибели изнурял меня очень длинное время. Помню, как ребенком прибегал к маме на коммунальную кухню, где она стирала или готовила, и спрашивал: «Мать, я умру?» Она меня успокаивала тем, что это будет очень не быстро. Эти слова, окончательно, не могли меня утешить, но сама ежедневная обстановка кухни, голос мамы успокаивали меня и отвлекали от страшных идей. Теснее будучи совершеннолетним, я, посещало, ночью не мог уснуть, просто готов был кричать, кусал подушку, чуть ли не головой о стенку бился, потому что представление, что тебя не будет, и все кончится, было страшащим!

Опосля этих приступов, которые случались временами, я, окончательно, начинал очень дорожить тем, что у меня было, старался совершать какие-то превосходные поступки. Но все одинаково ужас возвращался — до тех пор, пока я не пришел к вере.

— Приход к вере был связан с этим ужасом погибели?

— Нет, к вере я пришел, поняв, что существует иная реальность, кроме той, в которой я живу. При этом я узнал о одной стороне этого иного мира — ощутил реальность ада. И от неприятного стал рассуждать: ежели есть дьявольское состояние, то есть и Бог. Тогда и крестился. Опосля этого страх погибели от меня ушел.

Alexander Mueller

— Атеистическая пропаганда утверждала, что страх смерти — это конкретно то, что приводит жителей нашей планеты к религии, потому что вера в «сказки о загробной жизни» — метод успокоить жителя нашей планеты, побороть этот страх. Что на это можнож сказать? 

— Есть таковой анекдот: в лаборатории сидят, привязанные, две подопытные собачки, и новенькая спрашивает другую: «Что такое условный рефлекс?». Та отвечает: «А вон, видишь, стоят два глупца в белых халатах?Как зажгется та лампочка, они сразу принесут нам поесть…». Вот таковая для нее причинно-следственная связь.

Так и тут: причинно-следственная связь обратная. Человек опасается погибели, потому что смерть неестественна. Даже Господь боялся смертных мучений и молился Отцу: Все вероятно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего же Я хочу, а чего Ты(Мк 14:36).

— Мысль о том, что смерть неестественна, неочевидна для многих жителей нашей планеты. Почему христиане считают по другому?

— Человек ведь не телевизор: выключили, и он погас. Телевизор просто функционирует, он не осознает, что с ним происходит. Но я же понимаю, кто я, обладаю некий степенью свободы. Для чего же эта свобода мне дана, для чего же мне дана способность мыслить, осознавать себя?Как с этим быть?Даже когда человек видит, как умирают иные люди, он не понимает, не может осознать, как это вероятно в отношении него самого.

— Поэтому люди зачастую вытесняют из сознания идеи о смерти, о конечности земной жизни…

— Окончательно. Почему, например, на Западе сейчас отпевают и хоронят в закрытых гробах?Погибели как бы нет. Мучения как бы нет — поэтому у нас не любят посещать одиноких жителей нашей планеты, больных, видеть инвалидов… Выходит, таковой человек не соприкасается с реальностью на самом деле — вся жизнь преобразуется в какой-то сон, постоянное рвение к удовольствиям и бегству от всего, что может быть досадным. Современные люди закрывают глаза на смерть, они хотят жить постоянно той суетой, тем опьянением страстями, в котором они пребывают(тщеславие, погоня за карьерой — это тоже род пьянства). Но рано или поздно они протрезвеют.

Страх: нормально ли опасаться погибели?

— О своей погибели можнож думать абстрактно, и она может не вызывать особых чувств, поскольку кажется человеку очень мистической, далекой…

— Смерть вправду становится ужасна тогда, когда ты видишь, как умирают твои недалёкие. Для санитаров, которые работают в морге, покойник — это объект, они не видели его живым, не слышали его гласа, не видели его глаз, не испытывали к нему никаких чувств. А когда умирает кто-то недалёкий, бывает страшно, бывает тяжело перенести.

Желая, окончательно, обычный человек не может отнестись безмятежно к телу мертвому, холодному, недвижимому. Я помню собственный 1-ый сходственный опыт: когда я пошел работать в больницу санитаром, и ночью меня вызвали выносить покойника — это было еще тогда, когда я не знал Бога и не веровал в Него. Я помню эту ночь как одну из самых страшных ночей в моей жизни. Я не мог заснуть и думал: лишь бы больше не было вызовов. Потому что опять пойти в этот морг, где лежат эти нагие тела на цинковых столах, нести туда еще 1-го покойника — мне было страшно тяжело о этом даже подумать.

Желая люди различные: один мой друг, который позднее стал священником, время от времени прибывал умышленно в этот морг работать санитаром, чтобы вспомнить о смерти.

— А для христианина нормально опасаться своей погибели?

— Существует различный страх погибели. Есть страх таковой, какой был у меня: для жителя нашей планеты самовлюбленного и к тому же неверующего смерть — конец всему, и этот конец не может быть оправдан никаким самопожертвованием ради других. Есть страх, что ты исчезнешь, — и он природный: ну как смириться с тем, что тебя не будет?А есть страх погибели, о котором говорится в книге Мудрости Иисуса, отпрыска Сирахова: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь(Сир 7:39). Этот страх ответа за свои поступки, за свои слова помогает человеку становиться лучше. Окончательно, Бог есть Любовь, Он милостив, но Он же есть и Судия праведный. Поэтому, окончательно, опасаться погибели как ответа перед Ним — это нормально и полезно.

cuatrok77

— Но апостол Павел разговаривал, что не может дождаться дня, когда разрешится и будет со Христом…

— Верующий человек относится к смерти двояко. С одной стороны, 1-ые христиане писали на могилах: «Довольствуйся!», воспринимали смерть как конец земных мучений, пиршество. Современный нам старец Паисий Святогорец, когда вызнал, что у него рак, чуть ли не в пляс пустился: обрадовался, что заканчивается эта жизнь, и впереди — вечность. И когда помирала моя жена, она разговаривала, что не опасается погибели, потому что верит, что это будет встреча с милостивым Всевышним. И даже не боялась оставлять своих деток, поскольку веровала, что ежели Господь ее призывает, значит, Он Сам позаботится о детях, Матерь Божья поможет.

Но, с другой стороны, в смерти есть, окончательно, и скорбь, и ужас. Ведь Христос вопил у гроба собственного друга Лазаря…

Это дивным образом как-то совмещается в человеке: чувство противоестественности погибели, с которой он не может смириться(и это верно, с этим не надобно примиряться!), и понимание того, что смерть — это переход к другой, лучшей жизни, встреча с Всевышним. Заключительнее помогает ему этот природный перед смертью страх преодолевать.

— Вы видели когда-нибудь, как умирает истинный христианин? 

— Меня поразила смерть мамы протоиерея Владимира Воробьева*. Я был при ее кончине, она знала, что умирает, попрощалась со всеми, благословила своих внуков, передала какие-то свои пожелания. Ей было тяжело умирать, каждый вдох давался тяжело, но с ней рядом находились два ее отпрыска, которые поддерживали маму с двух сторон, и мы все совместно молились Богу. А опосля ее погибели я чувствовал, что осталась открытой дверь туда, куда ушла Евгения Павловна. Это было дивное чувство!

Моя жена тоже помирала, окруженная детками, приятелями, мы видели, что она умирает, молились все о ней. Я помню, что пережил опосля ее погибели, — этого нельзя никак описать или объяснить. Мы жили на даче у отца Владимира, и я пошел в сад, сел на стул и долго посиживал в каком-то состоянии, когда не было ни идей, ни чувств, но было странноватое, небывалое чувство некий свободы от всего. Я осмысливал, что сейчас душа моей жены переходит в другой мир, оставляет всё земное. Я частично как бы сопутствовал ей.

В погибели есть величие… Когда умирает христианин, когда он осознает, что с ним происходит, а близкие сопровождают его на этом пути, — в этом некоторая скрыта, которая приоткрывается тем, кто остается на земле.

Таковым образом, умирание связано и со ужасом, и с грустью расставания, и с бесчинством разлагающегося тела, но совместно с тем — чего же нередко не хотят видеть — есть в этом моменте и радость от ожидания полноты бытия, и некое таинство, и величие.

Уверенность: откуда она?

— Что нам дает уверенность в том, что будет воскресение из мертвых, будущая жизнь?

— Уверенность в том, что есть жизнь опосля погибели, нам дает факт воскресения из мертвых Бога, Бога и Спасателя нашего Иисуса Христа. В XXI веке людям необыкновенно просто в это верить, поскольку у нас есть Плащаница, исследованная учеными множество разов, — настоящая ткань, в которую было завернуто тело Христа. Ее подлинность не разов ставилась под колебание, но сейчас она подтверждена. Невероятно по другому объяснить ее появление, как тем, что Господь вправду умер на кресте за нас, как написано в Евангелии, воскрес из мертвых и теперь жив.

— Но разве вера опирается лишь на Плащаницу?…

— Нет, окончательно. Еще есть внутренняя уверенность, убежденность. Например, митрополит Антоний Сурожский рассказывает о том, что решил разов и навсегда правдиво убедиться, что Евангелие — это басни, сел читать и вдруг ощутил пребывание Христа, желая не веровал в Него. И он сообразил тогда, что Евангелие — правда, и что разов Христос жив и вполне реально присутствует перед ним, значит Он вправду воскрес и смерть побеждена.

— Поэтому православные и празднуют дни кончины святых, например, Успение Богородицы?

— Конкретно потому и празднуют, что кончилась эта суета и началась истинная жизнь!Успение — это рождение в жизнь вечную. Когда мы глядим Олимпиаду, мы же торжествуем, до этого всего, победу спортсменов в финале, а не на каких-либо промежуточных этапах. Так и смерть — она подводит некую черту. Мы знаем примеры великих грешников, которые жили страшно, гадко, нечисто, а в конце жизни просияли как большие святые. Это мученик Вонифатий, это блаженная Таисия, которая жила богобоязненно, позже пала в разврате, но когда к ней пришел один из подвижников и призвал к покаянию, она бросила всё и пошла с ним в монастырь. Она прожила опосля собственного обращения несколько часов и умерла ночью по дороге в пустыню, но так сильно было ее покаяние, что ее спутник видел ее душу, будто звезду, взошедшую на небо.

[b]Туринская плащаница — погребальное полотно, в которое праведный Иосиф Аримафейский завернул тело Христа. В истиннее время хранится в храме в Турине. Изображение на Плащанице по сути является фотонегативом. 

В 1978 году Плащаницу изучили ученые. Они доказали, что изображение на полотне не является рукотворным. Оно появилось вследствие хим конфигурации молекул ткани. Причины конфигурации — ожог. Также удалось узнать, что пятнышка крови принадлежат человеку(группа АБ)и они появились до происхождения на Плащанице самого изображения. 

— Почти все верят в бессмертие души, но христиане верят еще и в воскресение тела…

— Да, мы веруем, что будет воскресение тела, правда, как это будет — для нас скрыта. Даже воскресший Христос являлся своим воспитанникам таковым образом, что они Его не узнавали. Не совершенно лишь Мария Магдалина не выяснила, когда пришла ко гробу(она приняла Его за садовника), но не узнали и апостолы, с которыми Он разговаривал в протяжении длинного медли по пути в Эммаус!Они не узнали Его, когда Христос появился им на берегу Генисаретского озера, желая посиживали совместно с ним у костра. Написано, что никто не смел спросил у Него: «Кто Ты?» Почему так?Они знали, что это Христос, но не узнавали Его бывшим, таковым, каким они видели Его в три года совместных путешествий. Я так это понимаю.

Поэтому и воскресение опосля смерти — скрыта. Как человек воскреснет?В каких телах будут люди?Кто-то предполагает, что все будут 1-го возраста. А может быть, тело будет соответствовать состоянию души жителя нашей планеты.

— Короче говоря как мы можем рассуждать о том, что нас ждет в будущей жизни?

— Мы можем предполагать на основании Священного Писания, с рассуждением — на основании свидетельств святых или свидетельств тех жителей нашей планеты, кто побывал за гранью жизни и смерти и вернулся.

Есть различные образы перехода от данной жизни к другой. Кто-то говорит о весах, на которых взвешиваются дела, кто-то — о мытарствах. Но явно, что на языке человеческом невероятно выразить эту тайну верно. Этот опыт невероятно передать довольно понятным образом. И в этом знании нет особенной нужды. Можнож не расстраиваться: когда-нибудь мы все узнаем, что там, за гранью — никуда от этого не деться.

Скорбь: бывает ли она лишней?

— Можнож ли упрекнуть верующих в том, что они плачут на похоронах, скорбят по погибшим, невзирая на свою веру в то, что они непременно увидятся?

— Смерть — это постоянно печаль, постоянно расставание. Ежели человек был тебе недалёк, природно грустить о расставании с ним. Ежели это праведный человек, как мать отца Владимира Воробьева, — все одинаково печально: ведь его больше нет рядом, ощущается какая-то пустота, как чувствует неимение ноги человек, которому ее ампутировали. Расставание бывает очень трудным…

— А бывает излишняя скорбь?

— Бывает, абсолютно точно. Один знаменитый священник, у которого погибла жена, очень тяжело это переживал. И старец даже укорил его за это, написал ему, что это грех — христианину не подобает так убиваться.

Я пережил нечто сходственное, поэтому могу говорить не теоретически, а исходя из опыта… Сейчас-то я уже привык жить один, но когда погибла моя жена, окончательно, мне было очень тяжело. Опосля краткого периода успокоения и радости, потому что её кончина была блаженной, желая и не совершенно безболезненной, пришло время трудного одиночества. Мир в тот момент стал для меня черно-белым, пища растеряла собственный вкус, время от времени, помню, просто хотелось выть, кричать. Поначалу мне сострадали, а потом люди живо привыкли, что моя жена умерла… Не с кем было поделиться своей скорбью — детям высказать ее я не мог. Было страшно больно снутри, страшно одиноко, терзало чувство оставленности недалёким человеком — оно, окончательно, ужасно…

Поэтому людям, у которых умер недалёкий человек, окончательно, нужна помощь Божья. Мне подсобляло то, что я стал ходить в больницу. Ведь и праведному Алексию Мечеву, потерявшему супругу, святой Иоанн Кронштадтский произнес: «Будь с народом, войди в чужое горе, бери его горе на себя и тогда увидишь, что твое несчастие малюсенько, некординально в сравнении с общим горем; и легче тебе станет». Так и я забывал о своем горе, видя скорбь других жителей нашей планеты.

Успокаивала меня еще вера в то, что жена моя в Царствии Небесном сподобилась помилования грехов. Старец Павел(Троицкий)писал мне о том, что по ее мольбам почти все в моей жизни совершалось позже.

Поэтому, с одной стороны, — это тяжело и трудно, а с другой, у тебя там на небесах есть недалёкий человек.

cuatrok77

— Как лучше вести себя, как утешать жителя нашей планеты, ежели у него умер кто-то из близких? 

— Такому человеку нужна некоторая внутренняя поддержка, которая абсолютно необязательно обязана быть выражена в словах. Я помню 1-го жителя нашей планеты, который помирал, и, встречаясь с ним очами, я чувствовал, что он переживает. То есть существует невербальное общение между людьми. Можнож и не говорить ничего, но дать человеку почувствовать свое понимание, соучастие как-то по другому. Эта поддержка выражается интонацией гласа, каким-то особенным вниманием, бережным отношением, жестом. Можнож так посмотреть на жителя нашей планеты, что этого ему будет довольно: он все поймет. И это очень поможет ему.

— Почти всем родственникам хотелось бы знать о участи своих умерших. Нормально ли такое желание, можнож ли молиться о этом?

— На самом деле, никто о этом не может сказать достоверно, и до Ужасного суда это безызвестно. Точно мы знаем участь святых, а об остальных мы можем лишь предполагать и молиться: «Со святыми упокой».

И позже, ежели мы узнаем, что им превосходно, что ж, не будем за них молиться?Молиться надобно продолжать, чтобы было еще лучше, — это и поддерживает нашу связь с ними и свидетельствует о нашей любви. Мне кажется, главное — молиться и стараться жить так, чтобы содействовать спасению наших близких. Помните, апостол Павел говорит о верующей супруге: «Откуда ты знаешь, не спасёшь ли жена?» Даже ежели он неверующий. Супруг и жена — одно целое, и ясно, что даже когда один из них умирает, некоторое единство сохраняется. И твои благие дела, изготовленные в память о нем, тоже помогают ему в той жизни. Не попросту средства, брошенные в кружку нищего, а изменение души, духовный подвиг, какое-то благое дело.

Любовь посильнее погибели

— Можнож ли сказать, что познание о бессмертии души заложено в любом человеке, верующем или неверующем? 

— Окончательно. Я думаю, в человеке, непременно, живет разногласие со смертью. Мы предназначены для постоянной жизни, и это познание заложено в нас. Мы и боимся погибели конкретно поэтому. Каждый человек в глубине души чувствует, что Бог призвал нас в этот мир для счастья, для радости постоянной, а не для какого-то вздорного прозябания, а потом — безусловного ликвидирования.

Человек верит, что все у него будет превосходно. Но в этом мире никогда не может так быть: не может здесь существовать полноты счастья, никогда человек не удовлетворит все свои желания, никогда жизнь не будет устроена так, как ему хотелось бы, никому не удастся избежать мучения, — потому что мир искажен грехом. Но в человеке заложена вера в счастье. Это верная вера, правильное мироощущение малыша, воспринимающего мир как сказку. Но сделанный Творцом мир лучше, чем притча, и Бог больше любит жителя нашей планеты, чем любят его предки. Человек чувствует душой эту любовь, верит в это…

Patrick Dodds

— Таковым образом, можнож свыкнуться и со смертью?

— Можнож свыкнуться со смертью как с переходом в другую жизнь. Все в этом мире — подготовка к этому предстоящему нам всем переходу. Единственное, что по-настоящему означаемо в этом мире, — это любовь, которая нас соединяет. Любовь существует вопреки погибели. И она посильнее погибели.

Справка:

С христианской точки зрения, смерть жителя нашей планеты является освобождением нашей богоподобной души от бренного тела? 

Ни в коем случае. Христианство учит, что душа без тела является таковой же плохой, как и тело без души. Поэтому Церковь постоянно осматривала посмертное разделение души и тела как нарушение человеческой природы, и величайшую трагедию.

Разделяет ли Церковь учение о реинкарнации — переселении душ? 

Нет. Церковь утверждает, что каждый человек — уникален, поэтому душа дается ему лишь однажды, при рождении, так же, как и тело. Опосля погибели душа отделяется от тела и будет находиться в таком неестественном состоянии до Всеобщего Воскресения, когда Бог восстановит тела всех умерших когда-либо жителей нашей планеты. Тогда душа и тело каждого жителя нашей планеты вновь соединятся, на этот разов — теснее навсегда.

Что происходит с душой опосля погибели? 

Сообразно православному вероучению, опосля погибели душа 1-ые три дня остается на Земле, рядом с телом, со своими родными и недалёкими, не имея, но, возможности какого-нибудь общения с ними. С третьего по девятый день душа созерцает райские обители, а с девятого по сороковой ей показываются дьявольские мучения. На сороковой день Бог определяет посмертную участь души жителя нашей планеты, в согласовании с ее состоянием.

Что такое мытарства? 

Мытарствами в православной традиции величаются посмертные тесты души на наличие в ней греховных страстей и привязанностей. Это не догмат, но учение, знаменитое с XI-XII веков из «Мытарств преподобной Феодоры».

Сообразно этому учению, мытарств — двадцать: от мытарства празднословия до мытарства безжалостности. На каждом из них происходит испытание души в отношении какой-нибудь разновидности греха. Ежели в ней есть симпатия и привязанность к этому греху, душа остается на этом мытарстве и теснее не может продолжать собственный путь к Богу.

Может ли душа, увидев реалии посмертного собственного существования, поменяться и стать другой? 

Без помощи других душа поменяться не может. Это соединено с тем, что изменяться может лишь человек. А душа, отделенная от тела, не является полноценным человеком, она лишена воли и возможности к таковой смене. Но изменение посмертного состояния души жителя нашей планеты вероятно через молитву и праведную жизнь любящих его жителей нашей планеты, поскольку духовная связь между ними сохранилась. Поэтому душа усопшего может приобщиться Богу в той ступени, в которой живущие на Земле присоединяются ему своей мольбой и праведностью. На этом согласье живых и умерших жителей нашей планеты, связанных обоюдной любовью, базирована традиция Церкви поминать усопших. Меняя себя, мы способны изменить и души наших умерших близких.

Почему один из главных православных праздничков — Успение Пресвятой Богородицы — связан с воспоминанием о погибели? Что такое Успение? 

Ах так отвечал на сходственный вопрос святой Феофан Затворник: «Нынче торжествуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но ведь это была смерть Богоматери — настоящая, сходственная погибели всякого жителя нашей планеты. Чего же же ради она наименована Успением, как бы засыпанием или сном?— Это могло быть и потому, что Пречистая недолго была держима в узах погибели и области тления, а чрез три дня обретена воскресшею, сходственно Сыну своему, Господу Иисусу Христу. Но еще наиболее — потому, что смерть эта была мирна, тиха, сладостно мила, сходственно желанному, покойному сну, по утомлении тела дневными трудами».


200.29.191.151:3128 Источник - Опыт веры - Православный журнал "Фома".
 


Похожие публикации


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Яндекс.Метрика